Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?

Сегодня я представляю вашему вниманию отрывок из второй главы моей будущей книги «Имидж глазами психолога».
«Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?», или «Логические уровни в работе над имиджем».
Иногда человек сознательно стремится создать новый имидж, и прекрасно понимает, какие изменения в своем внешнем виде ему для этого необходимы. Но, как только дело доходит до практического воплощения, никаких изменений почему-то не происходит. Рука невольно тянется поправить прическу, чтобы придать ей давно привычный вид.
Бывает и так, что изменения внешнего вида происходят, но не «прилипают» надолго. Проходит месяц- другой, и человек вновь возвращается к «старому» имиджу. Что же мешает ему создать имидж, к которому он стремится?
Для исследования полезно воспользоваться таким универсальным инструментом, как «Логические уровни». Логические уровни разработаны одним из самых известных специалистов в мире НЛП Робертом Дилтсом.
Его концепция заключается в том, что любая биологическая и социальная система имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. С психологической точки зрения можно говорить о пяти основных уровнях.
1. Базовым уровнем является наше внешнее окружение.
2. Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения.
3. Наше поведение определяется нашими способностями и моделью мира.
4. Эти способности организуются посредством систем убеждений.
5. Сами убеждения организуются через идентичность.

Логические уровни Роберта Дилтса

Pyramid

Пирамида Роберта Дилтса обладает уникальным свойством: верхние уровни являются главными и всеобъемлющими. В этой иерархии каждый верхний уровень организует и контролирует информацию на уровнях, которые находятся ниже. Изменения в верхнем уровне неизбежно ведут к изменениям в нижних. Упорный труд и изменения в нижних уровнях не всегда ведут к изменениям в более высоких уровнях.

Рассмотрим логические уровни с точки зрения формирования имиджа.
Уровень окружения.
В каких магазинах вы покупаете одежду, обувь?
Кто ваш парикмахер?
Какими средствами макияжа вы пользуетесь?
Какое время вы посвящаете работе над имиджем?
На этом уровне созданием имиджа занимаются косметологи, стилисты, визажисты, парикмахеры, дизайнеры.

Уровень действий, поведения.
На уровне поведения огромное значение имеют наши привычки.
Как часто вы посещаете косметолога?
Следите ли вы за тенденциями моды?
Насколько регулярно вы обновляете гардероб?
Какие шаги, вы намерены предпринять, чтобы создать новый имидж?
Каким будет ваш первый шаг?
Что еще вы будете делать для создания нового имиджа?

Уровень способностей.
Работа на уровне способностей означает обучение, работу над развитием своих знаний и умений. На этом уровне неоценимую помощь могут оказать консультанты по имиджу.
Насколько хорошо вы умеете использовать цвет?
Каким образом корректировать проблемы фигуры, как акцентируете достоинства своей внешности?
Какие стили используете для создания своего имиджа?
Каков уровень ваших знаний, умений, способностей во всех этих вопросах?

Уровень ценностей и убеждений.
Убеждение – это некое верование, принцип, основанное на прошлом опыте человека. Убеждение заменяет нам знание реальности и касается тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности. Убеждение субъективно – это умозаключение конкретного человека, его жизненные принципы. Оно существует во времени и может измениться под воздействием обстоятельств. Например: «Тонкая талия – это красиво», или
«У меня нет вкуса».
Почти каждый из нас когда-то мог убедиться, что попытки изменить чьи-либо убеждения, как правило, заканчиваются пустой тратой времени.
Работа над изменением убеждений может быть плодотворной на более высоком уровне – уровне ценностей или идентичности. Поддержку в такой работе способен оказать психолог.

Ценность — это открытое понятие, его можно ощутить визуально, аудиально, кинестетически. Ценность – понятие, существующее вне времени, она объективна, существует вне личности и понятна всем. Ее можно почувствовать, ощутить: внутреннее спокойствие, полнота существования, любовь, чувство значимости, целостность личности.
Вот некоторые различия между ценностью и убеждением.
Ценность, как правило, выражается словом, а убеждение – предложением. Убеждение всегда ограниченно, но претендует на абсолютную истину. Ценность всегда позитивна.
Убеждение может быть и позитивным и негативным.

Уровень идентичности.
Это самый высокий уровень, на котором человек отвечает на вопросы: «Кто я такой?» Уровень идентичности тесно связан с корневыми ценностями человека: «Ради чего я живу?» С точки зрения имиджа то, кем вы себя считаете, определяет ваше отношение к своему внешнему виду. Создание нового имиджа, если оно связано с созданием практически нового «Я» неизбежно приводит к конфликту со старой идентичностью и старыми ценностями.
В разрешении этого конфликта вас также может поддержать психолог.

Итак, в процессе изменения, развития имиджа отдельной личности могут возникать проблемы разных уровней:
— в идентичности
— в убеждениях и ценностях;
— в способностях;
— в поведении;
— в окружении.
Поэтому, когда человек испытывает какое-либо затруднение, то нам следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста, или причина в том, что данный человек не обладает особым типом поведения, или способностями для того, чтобы справиться с обстоятельствами внешней среды.
Или причина в том, что он не разработал подходящей стратегии или модели мира, позволяющей выработать это поведение? Не происходит ли это от того, что у него отсутствует убеждение, или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом, в том числе и на формирование его внешнего образа? И наконец, не связана ли причина затруднения с уровнем идентичности, влияющем на всю систему в целом? Все это важные различия, полезные для любого, кто работает над формированием имиджа.

Приведу пример из моей практики. ( Разумеется, все имена вымышлены, поскольку конфиденциальность – непреложное правило моей работы).
Татьяна была одной из моих первых клиенток. Она умная и образованная молодая женщина, мать двоих маленьких детей. В последние годы ее образ жизни существенно изменился: она живет в хорошей квартире, в фешенебельном районе. У нее любящий муж, который занимает достаточно высокое социальное положение. Татьяна поставила цель — создать имидж состоятельной и элегантной дамы, который бы соответствовал ее новому статусу и образу жизни.
Работу над проектом ее персонального имиджа мы провели по всем правилам, и Татьяна с большим энтузиазмом занялась его воплощением. К моему удивлению и разочарованию, формируя новый гардероб, женщина заказывала вещи по каталогу, именно те вещи, на которые предлагались скидки: джинсы, маечки, свитера. В итоге ее гардероб оказался больше похож на гардероб тинэйджера, чем на гардероб состоятельной и элегантной дамы; к тому же все заказанные вещи были ей малы.
Татьяна все пыталась похудеть, чтобы влезть в новые вещи. Она не могла сидеть на диетах, так как кормила ребенка грудью, и, чем больше занималась на тренажерах, тем крепче и массивнее становилось ее тело. Достаточно было посмотреть на ее мать – статную и крупную женщину, чтобы понять, что этот путь ведет в никуда…
Что же мешало Татьяне воплотить в жизнь новый имидж?
Обратимся к пирамиде Р. Дилтса.
На первый взгляд, Татьяна «застряла» на уровне окружения – не там покупала вещи. Она формировала новый гардероб и ухаживала за лицом и телом, хотя и не получала результата, к которому стремилась — это уровень поведения. (Похоже, что в данном случае проблемы пересекают сразу несколько уровней).
Татьяна развивала свои способности в подборе гармоничных цветовых сочетаний, училась моде и стилю (уровень способностей).
Но ради чего она это делала? Какова была цель за целью? Что мешало ей по-настоящему измениться внешне? «Зачем покупать дорогие вещи, деньги надо беречь», — отвечала Татьяна.
Очевидно, что Татьяна имела ограничивающие убеждения.
Поскольку убеждения по своей сути являются верованиями человека, их невозможно изменить на логическом, ментальном уровне.
Я провела коуч-сессию, в ходе которой Татьяна открыла для себя ограничивающее убеждение: «Хорошая девочка должна одеваться скромно. Носить дорогие вещи, значит быть «воображалой». Когда – то, в школьные годы это убеждение помогало Тане выжить, а сейчас оно уже тормозило ее развитие.
Новое убеждение Татьяны звучало так: «Можно носить красивую и дорогую одежду и при этом оставаться Хорошим человеком».
Каким образом «скрываются» убеждения.
Многие убеждения ограничивают наше восприятие мира, а, следовательно, и наше развитие, в том числе и развитие нашего имиджа.

Большая часть ограничивающих убеждений относится к одной из трех групп:
— безнадежность (это в принципе невозможно);
— беспомощность (я не могу, не способен);
— незаслуженность (я не достоин)
«Полнота мне досталась по наследству, поэтому никакие диеты мне не помогут». (Невозможно)
«Я не могу себе позволить тратить на одежду слишком много денег». (Не достоин)
«У меня нет вкуса» (Не способен)
Самое сложное в выявлении убеждений состоит в том, что о тех из них, которые оказывают на нас самое сильное влияние, мы, как правило, меньше всего подозреваем.
Каким же образом скрываются убеждения и как их можно обнаружить?
Вот один из возможных вариантов.
Вам кажется, что все идет прекрасно. Вы беспрепятственно продвигаетесь к созданию нового имиджа и вдруг, словно натыкаетесь на преграду. Вдруг человек, с которым вы работаете, становится непроницаемым и уклончивым, он может внезапно менять тему, замкнуться в себе или говорить и отвечать невпопад. Такое поведение говорит о том, что вы наткнулись на ту заветную дверцу, за которой скрыто ограничивающее убеждение. Как открыть эту дверцу? Надо подобрать к ней ключ, т.е. задать человеку правильный вопрос. ( Не зря же существует выражение «ключевой вопрос»).
Однажды, работая с клиенткой, которая по своему цветовому колориту, была «Зимой», т.е. яркой и контрастной женщиной, я столкнулась с подобной ситуацией. Этой даме определенно нравилась ее палитра в той части, которая касалась красок макияжа и одежды, но когда дело дошло до покраски волос, она захотела сохранить цвет, который делал ее образ неопределенным и размытым. Что бы я ни говорила, в ответ я натыкалась на «закрытую дверь». Я прекратила свои попытки переубедить ее и предложила: «Просто посмотрите на эту дверь, сосредоточьтесь на ней. Что за ней скрывается?» Дама, испытывая крайнее эмоциональное потрясение, вдруг стала рассказывать о своих отношениях с мужем. В результате мы обнаружили ее ограничивающее убеждение: «Я не должна выглядеть ярче и интересней своего мужа».
Еще один способ обнаружения ограничивающих убеждений заключается в том, что не следует во всем полагаться на то, что говорят люди, а нужно следить за их поведением. Например, если вы спросите пьяного водителя, трудно ли ему управлять машиной, он, скорее всего, ответит: «Нисколько!» Точно так же иногда люди, бравируя своими «недостатками», пытаются скрыть свое болезненное к ним отношение. Если вы заметили подобное поведение, то за ним, как правило, скрывается ограничивающее убеждение. Например, один из моих клиентов, молодой человек бравировал тем, что он рыжий. В ходе коуч-сессии открылось, что за его бравадой скрывалось убеждение в том, что рыжий цвет волос — его недостаток, который мешает в достижении успеха. Затем он осознал, что не рыжий цвет волос, а это ограничивающее убеждение мешало ему в жизни.
Судить о том, насколько то или иное убеждение ограничивает развитие личности, может только сам обладатель этого убеждения. Я думаю, что в отношении внешнего вида это особенно актуально.
Где критерии, того, что красиво? Какой размер считать эталоном?
Что можно отнести к «недостаткам» внешности? Только то, что вас беспокоит, мешает вам чувствовать себя комфортно и жить полной жизнью.
В процессе создания позитивного имиджа очень важно разобраться не только с ограничивающими убеждениями, но и создать убеждения поддерживающие человека. В приведенных выше примерах мои клиенты нашли свои поддерживающие убеждения:
«Можно носить красивую и дорогую одежду и при этом оставаться хорошим человеком».
«Я хочу и могу выглядеть ярко».
«Для достижения успеха важно проявлять свою индивидуальность, в том числе и внешнюю».
Поддерживающие убеждения вовсе не обязательно должны соответствовать текущей действительности. Они необходимы, чтобы обеспечить мотивацию и видение, чтобы ваше нынешнее поведение могло развиваться и расти до соответствия им.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Служба психологической помощи ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru