Эмоциональная компетентность
С самого детства нас приучают к тому, чтобы мы развивали свой интеллект. Люди с высоким IQ очень гордятся этим. И по праву! Но даже интеллектуально развитые люди, очень часто затрудняются ответить на вопрос: «какое чувство вы испытываете?» Умение разобраться со своими чувствами, или понять, что на душе у другого человека часто называют эмоциональной компетентностью.
Что за чувство вы испытываете в конкретный момент времени по отношению к конкретному объекту или человеку?
Словом «чувство» мы часто обозначаем и ощущения, и эмоции. Ощущение возникает в теле, оно локально. Например, тепло, холод, тяжесть, напряжение, которые мы испытываем в различных частях тела. Эмоция не локальна. Часто мы говорим об эмоции как о том, что у нас «на душе»: радость, удовольствие, печаль, страдание, озабоченность, огорчение, тревога, уныние, грусть, недовольство…
Почему же так важно развивать не только IQ, но и эмоциональную компетентность?
Психический образ как представление о предмете или о человеке состоит из двух составляющих: представления об объекте и эмоциональной нагрузки.
Представление об объекте.
Например, представление об автомобиле включает его внешнюю форму и некоторую информацию о способе его действия и назначения. Это значит, что для представления о каком-либо объекте нужны умственные способности. Чем выше интеллект, больше объем знаний, тем точнее, правильнее у человека представления об объекте.
Эмоциональная нагрузка.
Правильность представлений ничего общего не имеет с чувствами человека по отношению к данному объекту. Каждому владельцу знакомы самые разнообразные чувства, которые он испытывает к своему автомобилю в различных ситуациях. Что уж говорить об образах людей. Образы тех, кого мы любим, как правило, нагружены нежными и благожелательными чувствами, кого ненавидим – деструктивными, яростными, неблагожелательными.
Эмоциональная нагрузка придает образу энергию, но иногда лишает нас возможности поступать в соответствии с принципом реальности. Это случается, когда происходит отрыв эмоции от представления. Эмоция может «прилепиться» к другому похожему образу. Тогда подлинная сущность человека оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Например, встретив мужчину чем-то похожего на свою «первую любовь», женщина «переносит» на него самые теплые чувства. Хотя, возможно, этот человек совершенно не достоин такого к себе отношения. Таким образом, не понимая природы своих собственных чувств, женщина попадает в «искаженную реальность». Тогда ее поведение может привести к непредсказуемым последствиям.
Похожим образом мы «переносим», например, свои чувства к отцу, на мужа, или еще на какого-то человека. Это может быть любовь, ненависть, а часто и то и другое вместе. А потом удивляемся, что отношения с этим человеком не складываются. Именно поэтому, так важно развивать свой эмоциональный интеллект. Умея хорошо воспринимать себя, можно распознать чувство даже тогда, когда оно только еще возникает. Зная свои чувства и умея описать их словами, вы сможете эффективнее строить отношения и принимать правильные решения в конкретной жизненной ситуации.
Один из эффективных способов развития эмоционального интеллекта – участие в системных расстановках в качестве «заместителей». «Заместитель» — это тот, кто помогает делать расстановку, находясь в роли одного из членов системы клиента. Участвуя в расстановке другого человека, «заместитель» испытывает самые разнообразные эмоции и ощущения. «Заместители» описывают воспринимаемые ими чувства, эмоции, телесные ощущения, происходящие с ними процессы. Эти процессы прекрасный опыт в осознании чувств и развитии эмоциональной компетентности.