Эмоциональная компетентность

С самого детства  нас приучают к тому, чтобы мы развивали свой интеллект. Люди с высоким IQ очень гордятся этим. И по праву! Но даже интеллектуально развитые люди, очень часто затрудняются ответить на вопрос: «какое чувство вы испытываете?»  Умение разобраться со своими чувствами, или понять, что на душе у другого человека часто называют эмоциональной компетентностью.

Что за чувство вы испытываете в конкретный момент времени по отношению к конкретному объекту или человеку?

Словом «чувство» мы часто обозначаем  и ощущения, и эмоции. Ощущение возникает в теле, оно локально.  Например, тепло, холод, тяжесть, напряжение, которые мы испытываем в различных частях тела. Эмоция не локальна.  Часто мы говорим об эмоции как о том, что у нас «на душе»: радость, удовольствие, печаль,  страдание, озабоченность, огорчение, тревога,  уныние, грусть,  недовольство…

Почему же  так важно развивать  не только IQ, но и эмоциональную компетентность?

Психический образ как представление о предмете или о человеке состоит из двух составляющих: представления  об объекте и эмоциональной нагрузки.

Представление об объекте.

Например, представление  об автомобиле включает его внешнюю форму и некоторую информацию  о способе его действия и назначения.  Это значит, что  для представления о каком-либо объекте нужны умственные способности. Чем выше интеллект, больше объем знаний, тем точнее, правильнее у человека  представления об объекте.

Эмоциональная нагрузка.

Правильность представлений ничего общего не имеет с чувствами человека по отношению к данному объекту. Каждому владельцу знакомы самые разнообразные чувства, которые он испытывает  к своему автомобилю в различных ситуациях. Что уж говорить об образах людей. Образы тех, кого мы любим,  как правило, нагружены нежными и благожелательными чувствами, кого ненавидим – деструктивными, яростными, неблагожелательными.

 Эмоциональная нагрузка придает образу энергию, но иногда лишает нас возможности поступать  в соответствии с принципом реальности. Это случается, когда происходит отрыв эмоции от представления. Эмоция может «прилепиться» к другому похожему образу. Тогда подлинная сущность человека оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Например, встретив мужчину  чем-то похожего на свою «первую любовь», женщина «переносит» на него самые теплые чувства.  Хотя, возможно, этот человек совершенно не достоин такого к себе отношения.  Таким образом, не понимая природы своих собственных чувств,  женщина попадает в «искаженную реальность». Тогда ее поведение может привести к непредсказуемым последствиям.

Похожим образом мы «переносим», например, свои чувства к отцу, на мужа, или еще на какого-то человека.  Это может быть любовь, ненависть, а часто и то и другое вместе.  А потом удивляемся, что отношения с этим человеком не складываются.  Именно поэтому, так важно развивать свой эмоциональный интеллект. Умея хорошо воспринимать себя,  можно распознать чувство даже тогда, когда оно только еще возникает. Зная свои чувства и умея описать их словами, вы сможете эффективнее строить отношения и принимать правильные решения в конкретной жизненной ситуации.

Один из эффективных способов развития эмоционального интеллекта – участие в  системных расстановках в качестве «заместителей». «Заместитель» — это тот, кто помогает делать расстановку, находясь в роли одного из членов системы клиента. Участвуя в расстановке другого человека, «заместитель» испытывает самые разнообразные эмоции и ощущения. «Заместители» описывают воспринимаемые ими чувства, эмоции, телесные ощущения, происходящие с ними процессы. Эти процессы прекрасный опыт в осознании чувств и развитии эмоциональной компетентности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Служба психологической помощи ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru