Посмотреть на проблему иначе

Некоторые клиенты часами готовы рассказывать о своих проблемах. Как помочь таким людям посмотреть на ситуацию иначе и сформулировать свой запрос?
Довольно часто к нам обращаются люди, которые часами готовы рассказывать о своих проблемах.Чаще всегоони считают, что находятся под ударом проблемы и переживают происходящее как жертвы, а «неправильно» действует кто-то другой, или «обстоятельства так складываются».
Вот некоторые примеры, основанные на запросах клиентов:
1.Хочу поехать в Италию с подругой, а муж меня не отпускает. Сам он ездит везде один, и меня не спрашивает.
2. Хочу расширить бизнес, а денег не хватает. Где взять деньги для расширения бизнеса?
3. Проблема с ребенком. Ребенок меня не слушается. Ребенок должен меня слушаться. Ему всего 16 лет.
Человек пытается во всем разобраться, понять, в чем причины проблемы. Он говорит себе: «Это было причиной» или «Это повлияло…». Конечно, понимание причин может действовать очень возбуждающе, но только из-за этого ситуация никоим образом не меняется.
Все это сопровождается переживаниями:
— негативные умозаключения, мысли;
— отрицательные эмоции;
— телесные симптомы, неприятные ощущения.
В этих переживаниях присутствует определенный раскол между «есть» и «должно быть».
А когда человек находится в состоянии «раскола», любая попытка изменить ситуацию, даже, если человек сам решился на это, как правило, вызывает амбивалентность, или сильное сопротивление, или страх.
В проблемные конструкции течет больше всего энергии. С точки зрения физиологии мозга доминируют синапсические связи, которые постоянно и очень быстро действуют в одном, уже накатанном направлении. Ни один человек не хочет этого. Это происходит против нашей сознательной воли. В жизни это проявляется как отстаивание своих убеждений – безопасная и привычная опора собственной идентичности.
Что в этом случае помогает? Посмотреть на ситуацию по-другому!
Проблема — это всего лишь конструкция, которую «возводим» мы сами. Это разница между тем «как есть сейчас», и « как должно быть». Переживая какую — то ситуацию, мы сами конструируем два полюса:«так есть сейчас», и «так должно быть».
В приведенных примерах:
1. «Так есть»: Хочу поехать в Италию, а муж меня не отпускает. «Должно быть»: Должен спокойно отпустить меня.
2. «Так есть»: Хочу расширить бизнес, а денег не хватает. «Должно быть»: достаточно денег для расширения бизнеса.
3. «Так есть»: Проблема с ребенком. Ребенок меня не слушается. «Должно быть»: Ребенок должен меня слушаться, даже если ему уже 16 лет.
Затем для «есть» и «должно быть» мы придумываемназвание и подробное описание. Следующий шаг — это наши оценки применительно к сложившейся ситуации, к тому «как есть сейчас» и « как должно быть» (плохо — хорошо, правильно — неправильно).
Важно дать возможность человеку увидеть, что он сам является активной частью проблемы и наконец – то должен начать себе задавать вопросы о собственном вкладе.
Как правило, помогают осознать ситуацию такие вопросы:
Какую выгоду я получаю (возможно, бессознательно) от существующей сегодня ситуации?
А также вопросы по поводу новой оценки ситуации «так должно быть»:
Насколько я ее идеализирую?
Насколько она достижима, насколько реалистична для меня?
Новая ситуация находится в пределах моего контроля?
Что из того, что лежит за пределами моего контроля, можно вывести под мой контроль?
Насколько экологична, безопасна для меня и для других людей новая ситуация?
Что я приобрету, а что потеряю?
Чем придется платить за это?
Как я буду себя чувствовать в ситуации «должно быть»? моя душа, мое тело?
А что мне придется делать по- другому, чем сегодня. Что я буду делать, когда это произойдет?
С чем придется справляться, когда проблема будет решена?
Действительно ли это то, чего я хотел(а)?
Часто уже само прояснение до сих пор идеализируемой ситуации «так должно быть» приводит к тому, что созданная конструкция «рассыпается».
Бывает полезно еще раз напомнить, что созданная конструкция переживается человеком как единственно возможная правда.
В действительности реальность сложна и многогранна. Так и в сложившейся ситуации многое зависит от того, как мы посмотрим на нее.
Что, если отнестись к этому так — любая проблема «подает нам сигнал». Это некое внутреннее знание, о том, чего человеку нужно. Что важного и ценного хочет сказать нам эти неприятные переживания?
О чем в действительности сигналит та или иная проблема?
В примерах, приведенных выше, клиентка осознает, что поездка в Италию – лишь контекст, в котором проблема проявляется. О чем она сигналит? Наверное, стоит разобраться с ролью «жертвы» в отношениях с мужем.
Во втором случае нехватка денег для расширения бизнеса — сигнал о том, что надо разобраться с зарабатыванием денег, с источниками их поступления, либо с их расходованием.
В третьем — что пора пересмотреть образ ребенка в своей душе, привести его в соответствие с реальностью. Может быть, стоит дать 16-ти летнему ребенку больше самостоятельности?
Подобные размышления помогают клиенту, наконец – то перейти от бесконечных жалоб и рассказов о причинах своей проблемы, к осознанию и возможности четко сформулировать свой запрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Служба психологической помощи ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru